А.БЛОК И СИМВОЛИЗМ.
Область научных знаний :филология
Выполнила: Шроль Александра 11 г класс МУСОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика -развитие»
Руководитель: Давыдова Е.К.
Цель:
Исследование символизма как литературного направления, его влияния на творчество А.Блока.
Задачи:
- Рассмотреть предпосылки возникновения символизма.
- Ознакомиться с понятием символизм, выявить его особенности.
- Определить влияние западноевропейского символизма на русский символизм..
- Ознакомиться с творчеством поэтов, принадлежащих к «старшим символистам» и «младосимволистам».
- Определить влияние символизма на творчество А.Блока .
- Выразить свою точку зрения на то, как литературное направление символизм повлияло на творчество А.Блока.
Актуальность.
В связи с приоритетностью гуманитарных наук, с тем, что знание литературы – одно из условий духовного развития человека, я считаю свою тему актуальной. Кроме того, на мой взгляд, молодежи интересно узнать историю развития литературного процесса, связанного с историей нашей страны, в частности литературные процессы Серебряного века.
План:
- Предпосылки возникновения символизма.
- Понятие символизма..
- «Старшие символисты».
- «Младосимволисты».
- Значение символизма.
- Мое отношение к творчеству А.Блока.
- Символизм раннего Блока.
- Круг исканий 1903-1906 гг.
- Блоковская критика символизма в 1907-1909 гг.
- Литературная позиция Блока 1909-1911 гг.
- Блок и кризис русского символизма (1912-1917 гг.).
- Блок после Октября (конец символизма 1918-1921 гг.).
- Заключение.
Предпосылки возникновения символизма. Предпосылки возникновения символизма – в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» – два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» – вера в разум, в науку – оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы. Пьесы Г.Ибсена, М.Метерлинка, А.Стринберга, поэзия французских символистов создавали атмосферу зыбкости, переменчивости, относительности. Стиль модерн в архитектуре и живописи расплавлял привычные формы (творения испанского архитектора А.Гауди), словно в воздухе или тумане растворял очертания предметов (картины М.Дени, В.Борисова-Мусатова), тяготел к извивающейся, изогнутой линии.
Понятие символизм. Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век».
|