<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов> Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов презентация Донское казачество: история и современность 1. Область научных знаний: краеведение Авторы: Лысенко Виктория и Долгова Мария, учащиеся 10 класса МОУСОШ №32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области. Руководитель: Кугут И.А., учитель географии МОУСОШ №32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской области. 2. Цель: · Определение связи между прошлым и настоящем донских казаков в элементах одежды, жилищ и поселений Задачи: · Выявить тюркскую струю в традиционной одежде донских казаков XVI-XVIII века. · Изучить краткую историю жилищ верховых казаков. · Проанализировать сеть поселений донских казаков. · Исследовать структуру поселения казачества. · Познакомиться с памятниками истории и архитектуры, связанными с донским казачеством. Актуальность проблемы: Более 4-х веков стоят на берегах Дона и его притоках в Волгоградской и Ростовской областях казачьи станицы и хутора, поражая воображение поэтическими легендами и былями. Это часть наших земляков, не имеющая своего национального образования. Этот народ сыграл великую роль в истории нашего государства. В последнее время увеличился интерес к Казачеству, как к народу неистребимому, вольному, сохранившему традиции своих предков, сумевшему преодолеть все трудности, научившемуся выживать в нелёгких условиях жизни в России в физическом, экономическом и политическом смысле. Для того чтобы, изучив их опыт, научиться самим строить своё будущее в современном мире. Изучая одежду казаков, убранство их жилищ, нельзя не заметить, как тесно соприкасаются исторические традиции казаков с современностью. В новых модных тенденциях одежды просматриваются фольклорные мотивы, народное творчество и стилизация под старину, использование природного материала в интерьере. И это не просто мода, это требование нового времени, так как современному человеку просто необходимо жить в гармонии с природой, для того, чтобы оставаться здоровым и полным сил и энергии. У кого, как не у предков этому учиться. Для этого в музеях создаются специальные отделы и выставки, посвященных истории Донского казачества. Восстанавливаются памятники, ремонтируются старые и создаются новые храмы. Все они являются свидетелями исторического прошлого этого народа, а для нас это своеобразный учебник истории, рассказывающий об этом. План работы: 1. Тюркская струя в традиционной одежде донских казаков XVI-XVIII века 1.1 . Характер донского костюма. 1.2 Головные уборы. 1.3 Штаны. 1.4 Рубахи. 1.5 Чекмень и чапан 1.6 . Женская одежда 1.7 . Современные тенденции в одежде донских казаков 2. Краткая история жилищ верховых казаков 2.1. Раннее жилище донских казаков 2.2. Развитие горизонтального плана 2.3. Развитие вертикального плана 3. Наименование казачьих поселений 4. Первые казачьи городки 5. Расположение и внешний вид городков 6. Главные городки донских казаков 6.1. Новочеркасск - столица донского казачества 6.2.Столичные «городки» 6.3.Верхне-Курмоярская станица 6.4. Калач- на –Дону 6.5 Станицы и хутора 7. Поселения во второй половине XIX в 8. Казачьи станицы в эмиграции 9. Памятники истории и архитектуры 9.1. ГУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник» 9.2 Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник 9.3. Церковные здания и сооружения 9.4. Волгодонский эколого-исторический музей 9.5 Казачий курень 9.6 Церковь Вознесения Господня 9.7 Памятник у дороги 10. Историческое значение поселений 11. Заключение 12. Литература 1. Тюркская струя в традиционной одежде донских казаков XVI-XVIII века Традиционная казачья одежда из быта вытеснена, но иногда этнографам удается привозить из экспедиций довольно редкие образцы убранства начала XX в. С ними можно познакомиться в экспозициях многочисленных городских и сельских музеев. По старинным образцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьются сценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому до начала 90-х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма и женская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сцены или праздника. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по-особому в разных районах Дона повязывают платки, мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, которые заправляют в брюки, а всю легкую обувь называют «чириками». 1.1. Характер донского костюма. В силу географических условий и обстановки, характер донского костюма в XVI-XVIII вв. имел восточный отпечаток. Все платья ярких цветов из сукна, бархата и шелка, расшитые галунами и позументами. Вообще же казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Со старины глубокой одевались казаки во что попало, а главным образом в одежду, взятую в добычу. В праздники они наряжались в богатые азиатские уборы. Немаловажное значение имели и браки казаков с полоненными татарками, турчанками. В одежде восточных славян вообще и донских казаков в особенности отразилась их древняя связь со степными племенами и народами: мужские шаровары с широким шагом и способ ношения рубахи, заправленной в них, прическа с оселедцом, термины «клобук» для головного убора и «епанча» для верхней одежды, встречаемые еще в ранних письменных источниках. Значительно сильнее эта связь стала проявляться со времени татаро-монгольского нашествия, а затем в период оживленной торговли с Востоком. Об этом говорит покрой верхней распашной одежды и ряд определяющих ее терминов: «армяк», «сарафан», «кафтан», «ферязь», «терлик», «тегеляй», а также головной убор — «тафья», обувь — «ичеги» и пр. Такие одежды, как бешмет, чекмень, чапан, некоторые виды мужских уборов, женский вязаный колпак, кубелек, штаны, также приходится относить за счет «восточного» влияния. Многие из этих особенностей по своему происхождению связываются с восточными тюркоязычными соседями, другие определенно указывают на тесные связи с народами Кавказа. Если казаки верхнедонских городков и станиц одевались практически так же, как жители южнорусских губерний, то костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов. 1.2. Головные уборы. Описания головных уборов чрезвычайно скудны. Ригельман А. в «Истории или повествовании о донских казаках…» отмечает, что шапки они носили черкесские. Восточной чертой, может быть взятой из костюма татарок, является и головной убор молодушек в виде колпака, распространенный еще в середине XIX в. и нехарактерный для русских. 1.3. Штаны Штаны, изобретенные еще скифами, являются важным элементом казачьего костюма. Без них невозможна жизнь конника. «За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары — в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в XVIII, и в XIX веках». Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что введены они впервые Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и еще раньше — скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству. Не случайно так гордились и гордятся ими казаки. Штаны у казаков были принадлежностью не только мужского костюма. У казачек они вошли в типичный средне- или северновеликорусский костюм как часть женской восточной одежды. 1.4. Рубахи Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Сверху на рубаху и штаны надевали бешмет. «Большей частью он представлял собою кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганым на вате». Обязательной принадлежностью традиционного типа одежды был зипун. Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края. Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц) . Ригельман А. указывает на кафтаны и полукафтаны парчовые, штофные и суконные. Дополнением к кафтану служили дорогие турецкие и персидские шали и кушаки, на которых носили булатный нож или шашку. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом с блестками. Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук (тюрк. арка — спина, тюрк. лык — греть) — «спиногрей» — нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном. 1.5. Чекмень и чапан Чекмень и чапан — также старинная верхняя одежда казаков, преимущественно халатообразная. Чекмень по основным линиям кроя и по способу запахивания правой полы на левую, подобен скифским кафтанам с древних изображений, а также кавказской черкеске. Парадный чекмень носился в распашку поверх бешмета и холодного оружия, а расхожий стягивался поясом, на котором снаружи навешивалась шашка. 1.6. Женская одежда Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. На Нижнем и Среднем Дону, куда чаще всего попадали в качестве ясырок (пленниц) татарки, турчанки, ногайские женщины, наибольшее распространение получил комплекс женского костюма с кубелеком. В нем особенно чувствовалось влияние Востока. Обычный женский сарафан, или кубелек, был суконный и не очень длинный. Красили сукно в пестрые цвета. Одежда жен казачьей старшины отличалась восточной пышностью и богатством. Основную часть костюма составляло платье — кубелек, — напоминавшее по покрою и форме татарский камзол. У богатых он шился из парчи. Лиф платья застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй ряд пуговиц (золотых или низанных из жемчуга), который служил лишь украшением. Пояс (татаур), надеваемый выше талии, состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь. В летнее время женщины, выходя из дома, надевали каврак — халат из шелка или парчи. Шубы у казачек бытовали длинные, азиатского покроя, в виде широкого, запахивающегося халата. Сапоги казаки носили, как правило, татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. А. Ригельман отмечает, что сапоги были черкесские. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков из расшитой, разноцветной кожи( — ичиги и «чирики» — туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков, в которые заправлялись шаровары. Чирики делали на подошве, с широким каблуком, тупым носком и иногда обшивали по краям ремешком из белой кожи. С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна. Носили казаки и башмаки — кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. башмак — теленок). «В верховых станицах летом носят башмаки из грубой кожи на толстой подошве и всегда шерстяные чулки собственного изготовления». Традиционный костюм донского казачества формировался в результате взаимодействия различных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. И все-таки восточный тюркский элемент играл при этом весьма важную роль. 1. 7. Современные тенденции в одежде донских казаков. В течение века происходит ряд упрощений и нововведений в одежде казака. Накануне реформы XX в. они носили длинный темно-риний мундир с разрезом сзади (для удобства посадки в седле), застегивавшийся на крючки. Обшлага и воротник-стойка имели красную окантовку. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом вместо мундира носили легкую гимнастерку защитного цвета. В 1862 г. в качестве форменного головного убора для частей донского и кавказского казачества вводится башлык. Женская одежда испытала заметное влияние европейской моды. Основным комплексом повсеместно становятся юбка с кофтой. Их шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. Блузы различного кроя получили своеобразные наименования: кираса, гейша, матене. Кирасы пользовались особой любовью девушек и молодых женщин, так как облегали фигуру, подчеркивали талию, в срез линии которой притачивалась баска (оборка или волан). Блузы украшались кружевом, кокеткой из контрастной шелковой ткани или гипюра, расшивались стеклярусом, блестками. Некоторые имели сложные застежки (боковые и плечевые), пуговицы тоже служили украшением. На юбки нашивали бархатные или шелковые ленты, отделывали их оборками. Под юбку надевалась одна или несколько нижних юбок, которые шили из зона (коленкора - хлопчатобумажной ткани). Поверх юбки в районах Хопра и Медведицы надевали фартук-« завеску», отделанную изящной полосой вышитого орнамента, лентами, сплетенным вручную кружевом. «Завески» были и цветными из покупных тканей, и белые, полотняные. Специалисты по традиционной одежде находят в этом влияние комплекса костюма крестьян-однодворцев, близлежащих губерний России. По-видимому, на рубеже веков появляются фай-жонка (происхождение этого головного убора не выяснено) и «шлычки». Файжонка делалась из черного кружева, связанного на коклюшках, состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) -«хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файжонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце. «Шлычки» верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. На улице голову и плечи казачки покрывали шалью - шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных, они были двусторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. С нарядной одеждой носили обувь европейского типа - кожаные ботинки на пуговках (гусарики) и шнурках (гетры) и полуботинки - баретки. В качестве верхней одежды от предшествующих столетий сохранилась «донская шуба» - коло-колообразного вида, запахивающаяся, с длинными узкими рукавами. Ее шили из лисьего, заячьего или беличьего меха, покрывали шелком, штофом, шерстью. Подол, борта и ворот оторачивались выдрой или бобром. Казачки победнее носили «нагольную», то есть некрытую овчиную шубу. Считалось, что она предназначена для зимних уличных хлопот по хозяйству. С конца XIX — начала XX вв. распространяются плюшевые пальто на вате (плиски) и кофты («кох-ты»). Кофты кроились сильно расширяющимися книзу и застегивались у воротника-стойки на крючок или пуговицу. Повседневный ее вариант был короче, уже и застегивался на пуговицы. Казачки по-прежнему носили много украшений - серьги, кольца, ожерелья. Но большая их часть была уже серийной, недорогой работы. Сегодня мы смело можем сказать, что тюрскская струя в одежде донских казаков сохранилась и в современной одежде этого народа. Многие элементы не канули в лета, а нашли отражение в современной моде. 2. Краткая история жилищ верховых казаков. Традиционное жилище донских казаков до настоящего времени остается малоисследованным. Это показали и итоги огромной работы по картографическому определению типов и комплексов русского жилища, проведенной в конце 60-х годов авторами историко-этнографического атласа «Русские». В результате обобщения огромного материала были выявлены зоны, нуждающиеся в более тщательном исследовании, к числу которых, на наш взгляд, должна быть отнесена и территория расселения донского казачества. Накопленные за последние годы данные позволяют существенно дополнить и уточнить представленную в атласе картину. Используя материалы этнографических экспедиций Волгоградского государств венного университета, а также археологические и письменные источники, мы попытаемся рассмотреть эволюцию традиционного казачьего жилища, начиная с ранней истории казачества до начала XX века, реконструировать его ранние формы, выделить основные типы и ареалы их распространения. 2.1. Раннее жилище донских казаков Как свидетельствуют письменные и фольклорные источники, наиболее древним типом построек, сооружаемых верховыми казаками, были землянки и полуземлянки. Земляные постройки хорошо соответствовали особенностям казачьего военного быта: на время длительных походов такие жилища забрасывали или разрушали. Для того чтобы соорудить их вновь, не требовалось особого строительного материала и больших затрат времени. Наиболее ранние свидетельства письменных источников о земляных казачьих жилищах относятся к XVIII веку. К этому времени, по мере перехода казачества к земледельческому труду, земляные постройки стали чаще использовать в качестве временных, сезонных Жилищ. Многие казаки жили «надвое», то есть и в станицах и на хуторах. Нередко на хуторах во временных земляных жилищах укрывались беглые крестьяне. Об устройстве земляных жилищ на хуторах свидетельствуют акты станичных архивов середины XVIII века. В акте 1752 г. описан хутор, состоящий из плетеной землянки с печью и базом, огороженным частоколом и засекою. В другом случае на хуторе был «шиш холодный, два лопаса и базы вешние». Поисками смысловых корней слова «курень» занимались различные исследователи. Так, С. Номикосов полагал, что «казаки называют свои дома куренями, вероятно, потому, что в глубокую старину они действительно были курны, как курные избы». В.Даль допускал двоякое толкование этого слова: от «куриться» или от монгольского «куря». Значение слова «курень» он определял так: 1) временный приют в лесу, в поле, шалаш, балаган, землянка, шатер, хижина, лачуга; 2) селение, исподволь образовавшееся; у запорожцев — избы или хаты в одной купе, кучке . Курень — слово тюркско-монгольское. Им обозначали способ устройства кочевого нестационарного поселения с расположением юрт по кругу. Знак круга в этом случае обозначал солнце и небо, древние символы языческих религий. Куренное построение поселений или войска было известно многим кочевым народам Евразии: аланам, печенегам, половцам. В XI — XIII вв. куренное построение кочевий было распространено у монголов. Куренем они называли поселение, состоявшее из кибиток, поставленных по кругу, в отличие, скажем, от орды, где построение кибиток было в виде параллельных линий . Рашид ад-Дин писал, что монгольский курень состоял из большого числа кибиток, расположенных по кругу, в центре которого размещалась кибитка старейшины рода . Господство геометрической фигуры «круг» всегда было главной особенностью монгольского жилища. Его развитие шло от юрты к постоянным постройкам с формами, приближенными к кругу. Раскопки поволжских золотоордынских городищ Старый Сарай и Новый Сарай показали, что там преобладали квадратные в плане жилища. Так, Спицын А.А. указывал, что дома Селитренного городища не более 4 аршин длины и ширины. Егоров В.Л. отмечал, что в городище Новый Сарай квадратные в плане строения были самыми распространенными . Он также предполагал, что на развитие жилища Нового Сарая, помимо двух основных факторов, оказали влияние и местные традиции, так как раскопанные им землянки «напоминают по плану жилища салтово-маяцкого типа». Не исключал он и того, что некоторые из землянок были построены пленными русскими. В связи с этим значительный интерес представляют результаты раскопок древнерусского Боршевского городища, расположенного в Воронежской области, дающие, по мнению его исследователей Третьякова П.Н. и Ефименко П.П., «полное представление о виде и устройстве жилищ славянского населения Подонья IX — X вв.». Вот основные строительные приемы, применяемые при сооружении боршевских землянок: углубление в землю на 1 м ; стены в виде сруба или в виде горизонтальной облицовки из досок или жердей по вертикально стоящим столбам; использование вертикальных столбов для опоры крыши; плетневые стены наземной части жилищ; наличие печей-каменок или открытых очагов. Все перечисленные строительные приемы использовались донскими казаками вплоть до начала XX века. И хотя преобладающим со временем стало наземное срубное жилище, характерной особенностью народного казачьего жилища было именно необычайное разнообразие используемых строительных технологий. Для реконструкции жилища Боршевского городища Ефименко П.П. и Третьяков П.Н. использовали интересный этнографический материал. Они описали две землянки, встреченные ими в 1930 году в Воронежской области. Местные жители называли их куренями, а рыбачьи артели использовали в качестве сезонного жилья. Одна из землянок представляла собой прямоугольную в плане яму глубиной около 1 м. По углам и вдоль стен землянки были врыты столбы с развилками наверху, поддерживающие три продольные слеги. На них опиралась двускатная крыша. Перекрытие крыши составляли тонкие бревна, на них настилались жерди и ветви. Поверх крыши был насыпан толстый слой земли, так что снаружи жилище напоминало продолговатый холм 5,5 х 7 м высотой около 1,5 м над поверхностью почвы. Три стены землянки были сплетены из хвороста. Четвертая (передняя) стенка состояла из вбитых вертикально жердей. В центре землянки сохранились следы открытого очага . Другая землянка представляла собой яму 3,2 х 2,7 м с восемью столбами внутри. Стены ее также были сплетены из хвороста. Крыша плоская, уложенная на три поперечные слеги и засыпанная землей. Интересную деталь представляли сделанные в верхней части стены вытяжные оконца с плетеными задвижками, служившими, очевидно, для вытяжки дыма. Это обстоятельство позволило сделать предположение, что очаг располагался в правом дальнем от входа углу. Интересно, что подобные вытяжные оконца были зафиксированы в двух случаях около очагов в боршевских землянках. Очевидное сходство между казачьими куренями и славянскими жилищами Боршевского городища Третьяков П.Н. и Ефименко П.П. считали неслучайным, полагая, что они являются звеньями одной цепи. Отличительной чертой жилых помещений Боршевского городища было то, что почти все они представляли собой квадратные камеры с размерами сторон: 4,5 х 4,5; 4,2 х 4,2; 4,1 х 4,1; 4,6 х 4,9; 3,75 х 3,75 м. Размеры сторон куреней, описанных в 1930 году, — 3 х 4 и 2,9 х 2,7 м. Как видно из приведенных материалов археологических раскопок, квадратные в плане землянки и полуземлянки в IX — XIII вв. были распространены у различных племен и народов, проживавших на обширных просторах междуречья Волги и Дона. Таким образом, очевидно, что типичное для донского казачества жилище — курень — имеет глубокую местную традицию. Его прообразом была квадратная в плане землянка или полуземлянка со стенами срубной или столбовой конструкции. Вопрос об отоплении ранних жилищ донских верховых казаков остается трудноразрешимым, так как в письменных источниках сведений об этом нет. Известно, что древние славянские землянки отапливались либо с помощью открытых очагов, либо печкой-каменкой . А этнографические данные, собранные экспедицией ВолГУ, позволяют произвести реконструкцию отопительных систем и печей, используемых казаками на ранних этапах своей истории. В поселениях по Хопру, Бузулуку и Медведице была зафиксирована своеобразная система отопления, названная нами поземной. Она сооружалась в поздних типах традиционного казачьего жилища, но ее происхождение явно связано с ранними земляными постройками. При поземной системе отопления в основном жилом помещении кроме русской печи выкладывали из сырцового кирпича небольшую печку. На Хопре ее называли «лежанка», на Медведице — «подземка», «подземелька», на Бузулуке — «грубка». Она имела прямоугольную форму и соединялась боровком с дымоходом русской печи. Если русская печь стояла справа от двери, то слева делали подземку. Над ней ставили большую деревянную кровать. Боровок представлял собой канавку, вырытую в толще глинобитного пола шириной 30-40 см, длиной 1,5-2 м. Боковые стенки боровка образовывали сырцовые кирпичи, поставленные «на ребро», сверху их укладывали горизонтально. Подземка-лежанка использовалась как дополнительный источник тепла. Она топилась небольшим количеством хвороста, когда не было необходимости в русской печи, и обогревала кровать, на которой спали старики и больные. Дым и теплый воздух, идущие по боровку к дымоходу русской печи, обогревали пол хаты. Обычно подземку и комель русской печи окрашивали желтой глиной, а остов русской печи белили. В середине XIX века поземную систему отопления сооружали в полуземлянках и небольших одно- и двухкамерных хатах с земляными полами. Большинство информаторов подчеркивало характерность подземок и лежанок именно для этих типов жилищ: «Такие печки делали только в земляных полах, в хатках об одну комнату». С заменой земляных полов дощатыми в большинстве мест подземки перестали сооружать. Исключение составили лишь некоторые станицы Хоперского округа, где поземное отопление использовали и в жилищах с тесовыми полами и развитым планом вплоть до середины XX века. В этнографической литературе аналогий с описанной системой отопления в русском жилище не зафиксировано. Зато хорошо известны каны, широко распространенные у монгольских племен. Зародились каны в Центральной Азии на рубеже нашей эры. Позднее, в период Циньской империи, они были известны в государстве Бохай, а затем через потомков бохайцев, чжурчженей, появились в городах родственных монголам киданей . С началом монгольских завоеваний каркасные, квадратные в плане жилища с канами распространились на огромной территории от Орхона и Керулена до Днестра и Дуная. Жилища такого типа прекрасно соотносились с континентальным центральноазиатским климатом. В южнорусских степях каны, имевшие первоначально два-три дымохода, были упрощены и превратились в широкую П-образную суфу, обогреваемую с одной стороны. Таким образом, поиски истоков происхождения поземной системы отопления жилищ верховых казаков вновь приводят нас к жилищам золотоордынских городищ. В Новом Сарае и Мечетном городище для отопления использовали каны, представлявшие собой горизонтальные каналы, отходяшие от печи и соединявшиеся в одном вертикальном дымоходе. Сверху каны закрывались сырцовыми кирпичами. Вдоль стен устраивали платформы-суфы, обогреваемые изнутри теплым воздухом. На суфах ели, готовили пищу и спали. Суфа и кан образовывали П-образную систему отопления. Впоследствии каны стали сооружать в виде прямой линии. В станице Зотовской мы записали рассказ об отоплении полуземлянок, при котором боровок шел от подземки к русской печи не напрямую, а вдоль смежных стен жилища. В месте соединения его с русской печью был выложен из кирпичей вертикальный дымоход, соединенный, в свою очередь, наверху с боровком русской печи. Вся система имела в плане форму буквы «П» . Сам термин «лежанка», бытовавший наряду с термином «подземка», указывает на то, что первоначально на такой печке спали и лишь позднее стали ставить над ней кровать. По-видимому, печь-лежанка является модифицированной формой суфы. Главный же принцип системы — сочетание горизонтальных дымоходов-канов, топки и вертикального дымохода — был перенесен в казачье жилище практически без изменений. Очевидно, поземная система отопления сложилась в местах совместного проживания славян и татар. Практически все крупные казачьи поселения основывались первоначально на пологом левом берегу Дона в местах, часто затопляемых вешними водами, с повышенной влажностью. Поземная система отопления земляных жилищ как нельзя лучше подходила для жизни в таких условиях. Интересно, что зона бытования поземной системы отопления, по данным полевых этнографических исследований, ограничивается поселениями по Хопру и устьям Бузулука и Медведицы. Ниже устья Медведицы она не фиксируется. Заключение: Таким образом, в итоге работы можно сделать вывод, что быт и образ жизни донских казаком интересна и увлекательна. Культурное наследие этого народа в истории нашей страны имеет огромное значение. Культура их предков сохранилась до наших дней. Музеи и памятники архитектуры хранят историю этого замечательного народа. В период возрождения Донского казачества проходят различные конференции, так в городе Волгограде, один из современных проектов, посвящен истории и современности Донских казаков. История возрождения казачества является актуальной для современного поколения. Социологические опросы, показали, что молодёжь мало знает об этом народе, об их истории, культуре, обычаях и традициях. Своим проектом мы хотели восполнить знания по таким вопросам как одежда и жилища, где и когда появились первые города, какие исторические памятники сохранились до наших дней. Поэтому своим проектом мы хотим привлечь внимание общества к этому вопросу и сказать: «история родного края - это то, чем мы живем, на чём воспитывалось ни одно поколение наших предков, а среди них были и донские казаки. Назначение и применение: Наш проект можно применять на уроках географии, истории, краеведения, классных часах . © Проект "Центр образовательных технологий" Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе" © Школа №32 "Эврика-развитие" г. Волжский © Лысенко Виктория, Долгова Мария , 2008 Http://school32-volzhsky.narod.ru E-mail: Heureka32.vlz@mail.ru
|