Пятница, 22.09.2017, 03:49
Дистанционная конференция
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Категории каталога
Нормативные документы [2]
Положения
Работы участников конференции [34]
Работы участников I открытой дистанционной конференции учебных проектов
Поиск
Друзья сайта

Главная » Статьи » Работы участников конференции

Н.А. Некрасов.Жизнь и творчество. Историческая основа поэмы
<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов>
Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов
 
Н.А. Некрасов.
Жизнь и творчество. Историческая основа поэмы
«Русские женщины»

 
Область научных знаний – филология
Подготовила Сальникова Мария ученица 7 «Г» класса
МОУ СОШ №32 «Эврика -развитие»
Руководитель: Лизвинская Ольга Ивановна
 
Описание работы:
Цель: познакомиться с биографией Н.А. Некрасова, со стихотворениями, предваряющими изучение его в старших классах.
 Актуальность: Изучение программы 7 класса, повышение историко-литературного интереса и культуры учащихся.
План работы:
I. Краткая биография писателя.
II. Историческая справка о декабристах.
 III. История создания поэмы «Русские женщины».
IV. Современники о поэме.
 
Назначение: рассказ на уроке литературы.
 
Рефлексия:
Мы достигли поставленной цели, познакомились с биографией и творчеством
Н.А. Некрасова.

 НЕКРАСОВ Николай Алексеевич родился 22 ноября 1821 в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого профессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок. В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет.
Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки. Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду » и в «Литературной газете », фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.
В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского, В. Г. Бенедиктова и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал
начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский, разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве. На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой.
В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский, а затем — литературный критик Н. А. Добролюбов. Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862, после того, как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах,
В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым. «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта, Тургенев, например, написал следующее: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,— жгутся». А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!». В стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем сборник,
впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг. творчество поэта отмечено, с одной стороны, усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам), с другой, — обращением к традиционным образцам русской поэзии.
Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным
 
Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
ДЕКАБРИСТЫ, деятели русского освободительного движения первой четверти 19 в. Движение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Вместе с тем движение декабристов зародилось в эпоху складывания национального самосознания в целом ряде стран Европы, и было аналогично другим национальным патриотическим движениям. Декабристам были присущи горячий патриотизм и вера в величие России. Многие из будущих декабристов участвовали в войнах с Наполеоном.
Основными целями декабристов были установление в России конституционного парламентского режима и ограничение самодержавия (в качестве формы правления рассматривались республика или конституционная монархия), отмена крепостного права, демократические преобразования, введение гражданских прав и свобод. Декабристы размышляли об изменениях в экономической системе России, аграрной реформе (неизбежной после отмены крепостного права), судебной и военной реформах.
Декабристами был создан ряд тайных обществ: Союз Спасения (1816-17), Союз Благоденствия(1818-21), Южное общество и Северное общество(1821-25). Независимо возникло Общество соединенных славян, в 1825 влившееся в Южное. Первые тайные общества стремились в основном путем формирования общественного мнения оказывать влияние на правительство и добиваться проведения либеральных преобразований, но после 1821 в планах декабристов стала преобладать идея военного переворота.
Внезапная смерть Александра I и междуцарствие заставили декабристов предпринять плохо подготовленные и безуспешные восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Петербурге и Черниговского полка на Украине. После их подавления правительством Николая I в Петербурге был создан специальный Следственный комитет по делу о злоумышленных тайных обществах. К следствию, длившемуся больше полугода, было привлечено около 600
человек, попавших под подозрение в членстве в тайных обществах. 121 человек был предан суду; все подсудимые были разделены на 11 разрядов по степени тяжести вины. 5 декабристов (П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский) были приговорены к смертной казни и повешены в Петропавловской крепости 13 июля 1826; остальные осуждены на разные сроки каторги и ссылки, разжалованы в солдаты и лишены дворянства.
Это стихотворение К.Ф. Рылеева
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной,-
Я это чувствую и знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Немало декабристов в наказание были сосланы на каторгу. И почти со всеми в добровольное изгнание отправились их ни в чём неповинные жены. Это были Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Александра Муравьёва, Елизавета Нарышкина, Полина Анненкова, Наталья Фонвизина и многие другие.
Политическое самосознание жен декабристов не было развито: деятельность их мужей в тайных обществах и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба.
Но, выполняя свой женский долг, жены декабристов поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все от императора до людей из простого народа.
Первыми отправились на каторгу Е. Трубецкая и М. Волконская, ставшие поистине народными героинями.
Именно об их подвиге рассказывает поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины»

«Русские женщины» - поэма Н.А. Некрасова. Написана на материале истории декабристов. Впервые опубликована в "Отечественных записках" - первая часть- "Княгиня Трубецкая" - в 1872 (№4) вторая - "Княгиня М.Н. Волконская - в 1873 году (№1).
Некрасов подчеркивает сложность каторжной жизни, но также показывает, что для героинь поэмы честь, долг и любовь важнее, чем титул и богатство. Поэт раскрывает образы женщин близких народу по духу.

 
В "Княгине Трубецкой" автор передал гражданский пафос, введя в текст разнообразные элементы романтического стиля (портрет героини, сибирский пейзаж, описание тюрьмы).
 Один из современников княгини познакомившись с ней на каторги, говорил: «Это была олицетворённая доброта, окруженная обожанием не только товарищей по ссылке, но и всего оехского населения, находившего всегда у ней помощь советом и делом. Драматический колорит придает первой части и верно найденный Некрасовым композиционный прием: переплетение снов и действительности, смена светлых и мрачных картин. Романтическая природа этого художественного решения, подчеркивая лиризм повествования, "музыку чувств", одухотворенность героини, не противоречит реалистическому методу, главенствующему в декабристском цикле Некрасова. Вторая часть "Княгини Трубецкой" решена в драматургическом ключе (сцена у губернатора); ее отличают идейная цельность и стилистическая выдержанность, в ней Некрасов явил себя не только поэтом, но и первоклассным драматургом.

 Сюжет "Княгини М.Н.Волконской", как писал Некрасов, "вертится все там же - около Сибири". Содержание этой части поэмы "Русские женщины" многом определил ценнейший документальный источник - мемуарные записки М.Н.Волконской о существовании которых мало кто знал, и с ними Некрасова познакомил сын Волконской – Михаил Сергеевич. Мария Волконская писала по-французски, сын вслух переводил их Некрасову. Впоследствии Михаил Волконский рассказывал: « В три вечера чтения было закончено. Вспоминаю, как при этом Николая Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами: «Довольно не могу», - бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

Поэма "Русские женщины" была встречена критикой и читателями по-разному. По поводу второй части Некрасов сообщал брату: "Моя поэма "Княгиня Волконская", которую я написал летом в Карабахе, имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний... Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает".
Критические отзывы сразу же напечатали журнал "Русская мысль" и газета "Санкт - Петербургские ведомости" отметившие, что "гражданские мотивы, некогда зажигавшие сердца поклонников этого самого петербургского из всех петербургских поэтов, отзвучали и не производят больше впечатления". К высказанным упрекам в "мелодраматизме" и "фальшивом гражданском эффекте" присоединился Ф.М.Достоевский ("Гражданин", 1873 г.), которому был чужд революционный пафос и "мундирность мысли".
В защиту новой поэмы Некрасова выступил Суворин ("Новое время", 1873 г.), отметивший, что за строки о народе "поэту отпустят все его ошибки и заблуждения, - кто умеет так глубоко чувствовать, тот
никогда не умрет в благодарной памяти потомства". Глубокий, обстоятельный анализ поэмы "Русские женщины" был дан в статье Скабичевского ("Отечественные записки", 1877.).
Читатели были восхищены поэмой, одна из них в беседе с Некрасовым продекламировала отрывок из «Русских женщин», «захлёбываясь от слез». Некрасов был растроган и сказал: « … Пока мои стихи будут вызывать такие чувства у людей, они будут истинной поэзией!»
 
© Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
© Школа №32 "Эврика-развитие" г. Волжский
© Сальникова Мария, 2008
Http://school32-volzhsky.narod.ru
E-mail: Heureka32.vlz@mail.ru

Категория: Работы участников конференции | Добавил: saff (18.02.2008) | Автор: Сальникова Мария
Просмотров: 11394 | Комментарии: 18 | Рейтинг: 3.9/25 |
Всего комментариев: 181 2 »
18  
this wonderful i will has 5 its my quater yyyyyyyyyeeeeeeeeessssssss\\\

17  
Отличная работа.Те, кому не нравится попробуйте выложить че- нить своё.Тогда и будет видно...

16  
Окса все нормально написала что вы гоните?

15  
моя зватя продовец чебуреков и шоурмы,чево ваша мене за порашу гнать,моя считая что литра говняка!приходите на рынок моя чебурека лучше и дешевле!

14  
мне надо найти ИСТОРИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПОЭМЫ...а здесь фиг знает что написано!!! я конечно не говорю, что эта информация плохая, но здесь не, то что надо=(

13  
СПС,огромное автору не где не могла найти анализ поэм "русские женщины"-но тут зашла сюда и ....
написала отличное сочинение,спасибо тебе АВТОР :))

12  
Сальникова Мария спасибо вам огромное!!!!!!!!!!!!!! Выручили)

11  
oksa ты дура

10  
Спасибо автору, очень пригодилось!! Мы как раз по литературе писали сочинение, и я почти весь материал отсюда взяла! И ПОЛУЧИЛА 5!!!

9  
спасибо огромное за творческую работу! мне очень пригодился материал, нигде не могла найти историю создания поэмы "Русские женщины"!

1-10 11-18
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz