Пятница, 22.09.2017, 03:39
Дистанционная конференция
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Категории каталога
Нормативные документы [2]
Положения
Работы участников конференции [34]
Работы участников I открытой дистанционной конференции учебных проектов
Поиск
Друзья сайта

Главная » Статьи » Работы участников конференции

Лишайники.
<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов>
Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов

1. Лишайники.
Область знаний – естественные науки.
Работу выполнили ученики 8 а класса МОУ СОШ №32 «Эврика – развитие» Иванкина Дарья, Москвичева Марина, Казакова Александра, Павлиенко Никита.
Руководитель: учитель биологии Назаренко Вера Александровна.
2. Цель: Изучить и пронаблюдать степень загрязнения окружающего пришкольного участка по методике лихеноиндикации.
Задачи:
• Изучить виды лишайников, произрастающие на коре деревьев школьного участка на разных территориях.
• Пронаблюдать состав лишайников в разных частях школьного двора и их количество.
• Оценить степень загрязнения.
Актуальность.
В последнее время особенно актуальна проблема загрязнения окружающей среды. Для оценки состояния загрязнения используются различные вещества, но природа сама определила индикаторы, которые могут оценить степень загрязнения окружающей среды. Это многие растения, среди которых наиболее интересными являются лишайники. Объектом изучения лишайники избраны, потому что они распространены по всему Земному шару и поскольку их реакция на внешнее воздействие сильна, а их изменчивость незначительна и замедленна по сравнению с другими организмами.
 План работы.
1. Обзор литературы
1.1. Что такое лишайники
1.2. Виды лишайников                                    
1.3. Анатомическое строение
 1.4. Размножение лишайников
 1.5. Значение лишайников                                                                                                                                                                
2. Материал и методика
2.1. Оборудование
2.2. Методика
 3. Краткая характеристика школьного двора
4. Результаты исследования
5. Выводы
Литература
         
1. Обзор литературы
1.1. Лишайники - это, по сути, живущие вместе грибы и одноклеточные водоросли, хотя результат этого симбиоза не похож на своих родителей. Лишайники растут там, где не под силу прижиться другим растениям - на голых скалах, древесных стволах или в выбеленных солнцем черепах погибших животных. Они встречаются гораздо севернее и южнее любых других растений, а в Гималаях растут на высотах более 5600 м. Лишайник, как результат симбиоза водоросли и гриба, является одним из самых удачных примеров мутуализма, или взаимовыгодного партнерства.
Водоросль снабжает гриб созданными ею в процессе фотосинтеза органическими вёществами, а получает от него воду с растворёнными минеральными солями. Кроме того, гриб защищает водоросль от высыхания.
Комплексная природа лишайников позволяет им получать питание не только из почвы, но и из воздуха, атмосферных осадков, влаги росы и туманов, частиц пыли, оседающей на слоевищах. Поэтому лишайники обладают уникальной способностью существовать в крайне неблагоприятных условиях, часто совершенно непригодных для других организмов на голых скалах и камнях, крышах домов, коре деревьев и даже на стекле...
1.2. По внешнему виду талломы лишайники делятся на:
1. Накипные (корковые)
2. листовые
3. кустистые
Наиболее распространены накипные лишайники (около 80% видов), имеющие таллом в виде тонкой корочки, прочно срастающейся с субстратом и нёотделимой от него.
Более высокоорганизованные листоватые лишайники. Имеют вид чешуек или пластинок, прикрепляющихся к субстрату пучками гиф, называемых резинами.
Они разрастаются на камнях и коре деревьев. Так, например, на стволах и ветвях осины широко распространяется лишайники золотисто-жёлтого цвета – Ксантория.
Кустистые лишайники представляют собой кустики образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками, прикреплёнными к субстрату лишь основаниями. Поселяясь на деревьях во влажных местах, такие лишайники образуют длинные космы - “бородатые лишайники”.

1.3. По анатомическому строению все лишайники делят на гомо - и гетеромерные. У гомеомерных слоевище представляет собой рыхлое сплетение. Гиф гриба, среди которых более или менее равномерно располагаются клетки или пяти водорослей. Такое примитивное слоевище характерно для накипных и небольшой части листоватых и кустистых лишайников. Гетеромерное строение характеризуется наличием в. слоевище дифференцированных слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Сверху слоевище покрыто верхней корой, сформированной плотным сплетением грибных гиф. Под верхней корой между более рыхлыми сплетениями гифами располагаются клетки водоросли, образующие водорослевый слой. Далее внутри слоевища находится “сердцевина”, состоящая из рыхло расположенных грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Снизу слоевище покрыто нижней корой, Из сердцевины через нижнюю кору проходят пучки - грибной гиф-ризины, с помощью которых лишайники прикрепляются к субстрату. Верхняя и нижняя кора выполняют функции защиты и газообмена лишайника с внешней средой. Водорослевый слой участвует в процессе фотосинтеза и накапливает продукты ассимиляции. Сердцевина обеспечивает аэрацию водорослевого, слоя участвует в прикреплении таллома к субстрату.
1.4. Размножение лишайников осуществляется половым, бесполым и вегетативным способом. В результате полового процесса образуются споры гриба лишайника в сумках или, очень редко, на базидиях. Сумки со спорами развиваются в закрытых плодовых телах — перитециях, имеющих узкое выводное отверстие вверху, или в апотециях, широко открытых вверху. При бесполом размножении образуются конидии и пикноспоры. Проросшие споры гриба, встретив соответствующую его виду водоросль, образуют с нею новое слоевище Лишайников. Вегетативное размножение — регенерация слоевища из небольших его участков (обломков веточек, лопастей) или при помощи специальных образований — соредий или изидий. Водоросли размножаются в Лишайниках делением, зелёные водоросли — часто образованием автоспор.

1.5. Будучи автогетеротрофными организмами, лишайники аккумулируют солнечную энергию и создают органические вещества в местах, недоступных другим организмам, а также разлагают о и минеральные вещества, участвуя в их круговороте в природе. Лишайники играют существенную роль почвообразовательном процессе, так как они постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса. Таким образом, лишайники вместе с бактериями и некоторыми водорослями создают условия для других, более совершенных организмов, в числе высших растений и животных. Лишайники помогают деревьям защищаться от дереворазрушающих грибов. Наличие лишайников увеличивает биоразнообразие, что повышает устойчивость экосистемы. Лишайники также являются хорошими биоиндикаторами. Наличие лишайников, их большое количество и видовое разнообразие говорит о чистоте атмосферного воздуха и окружающей среды. 
В хозяйственной деятельности человека важную роль играют, прежде всего, кормовые лишайники. Некоторые виды лишайников используют в пищу. Из лишайников получают лишайниковые кислоты, которые обладают антибиотическими и антимикробными свойствами. Их используют в парфюмерной промышленности для получения ароматических веществ, в медицине для получения препаратов, используемых при лечении туберкулёза, кишечных заболеваний.

2. Материал и методика
2.1. Оборудование
Квадрат из проволоки 10х10см.
Линейка.
2.2. Методика.
Выбрали пробные площади и модельные деревья. Заложили пробные площади и модельные деревья с 4 сторон школьного двора. Для исследования выбрали тополя одного возраста удаленные друг от друга на значительные расстояния. Наблюдали за изменениями состояния окружающей среды по лишайникам на коре тополей. Считали численность лишайников на высоте 120см от корня дерева в квадрате 10х10см.
 
3. Краткая характеристика школьного двора
Школа №32 находится в центре 17 м/р, между школой №8 (на северо-востоке), садиком для инвалидов (на юго-востоке) и садиком №81 (на севере), и жилыми домами (на северо-западе и юго-западе), магазинами «Магнит» (на востоке) и «Семья» (на юге). Заводов и промышленных предприятий рядом нет.
На школьном дворе мы взяли по три тополя одного возраста с каждого из четырех участков с севера, юга, запада и востока (приложение №1).
4. Результаты исследования
Согласно наблюдениям мы составили таблицу (приложение №2) и диаграмму (приложение №3), которые показали, что на первом участке было 70 лишайников, на втором – 114, на третьем не было лишайников, на четвертом – 31 лишайник.

Содержание лишайников на различных участках.
 
 
 
 
 
 
 
 
No участка
No дерева
Кол-во лиша-ков на дереве
Кол-во лиша-ков на участке
1
А)
10
70
 
Б)
20
 
 
В)
40
 
2
А)
50
114
 
Б)
39
 
 
В)
25
 
3
А) б) в)
Нет
Нет
4
А)
15
31
 
Б)
9
 
 
В)
7
 
 
5. Выводы
• Мы изучили виды лишайников произрастающие на коре деревьев школьного участка на разных территориях.
• Мы пронаблюдали состав лишайников в разных частях школьного двора и их количество.
• На третьем участке (возле дороги) наиболее загрязненный воздух, т.к. там нет лишайников. На втором участке было обнаружено больше всего лишайников, поэтому там наиболее чистый воздух.
Литература
• А.В.Пчелкин, А.С.Боголюбов. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды. – М.: Экосистема, 1997
• Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: 2006
Данный проект можно использовать для уроков биологии, как демонстрационный материал по теме лишайники. Кроме того, по–нашему мнению, его можно использовать как доказательство в пользу запрещения движения транспортных средств, в окрестностях школы.
3. Рефлексия:
Нам очень понравилось работать над данным проектом, так как он имел практическую направленность и позволил нам убедиться в возможности использования природных объектов в повседневной деятельности. Все поставленные нами цели и задачи в проекте были достигнуты. Результаты, полученные нами, имели вполне реальное объяснение, поэтому отличались высоким качеством. Мы научились работать с природными объектами, узнали о них много нового. Также научились анализировать и искать объяснения, полученным результатам.
© Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
© Школа №32 "Эврика-развитие" г. Волжский
© Иванкина Дарья, Москвичева Марина,
Казакова Александра, Павлиенко Никита.
, 2008
Http://school32-volzhsky.narod.ru
E-mail: Heureka32.vlz@mail.ru

 
<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов>
Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов

1. Лишайники.
Область знаний – естественные науки.
Работу выполнили ученики 8 а класса МОУ СОШ №32 «Эврика – развитие» Иванкина Дарья, Москвичева Марина, Казакова Александра, Павлиенко Никита.
Руководитель: учитель биологии Назаренко Вера Александровна.
2. Цель: Изучить и пронаблюдать степень загрязнения окружающего пришкольного участка по методике лихеноиндикации.
Задачи:
• Изучить виды лишайников, произрастающие на коре деревьев школьного участка на разных территориях.
• Пронаблюдать состав лишайников в разных частях школьного двора и их количество.
• Оценить степень загрязнения.
Актуальность.
В последнее время особенно актуальна проблема загрязнения окружающей среды. Для оценки состояния загрязнения используются различные вещества, но природа сама определила индикаторы, которые могут оценить степень загрязнения окружающей среды. Это многие растения, среди которых наиболее интересными являются лишайники. Объектом изучения лишайники избраны, потому что они распространены по всему Земному шару и поскольку их реакция на внешнее воздействие сильна, а их изменчивость незначительна и замедленна по сравнению с другими организмами.
 План работы.
1. Обзор литературы
1.1. Что такое лишайники
1.2. Виды лишайников                                    
1.3. Анатомическое строение
 1.4. Размножение лишайников
 1.5. Значение лишайников                                                                                                                                                                
2. Материал и методика
2.1. Оборудование
2.2. Методика
 3. Краткая характеристика школьного двора
4. Результаты исследования
5. Выводы
Литература
         
1. Обзор литературы
1.1. Лишайники - это, по сути, живущие вместе грибы и одноклеточные водоросли, хотя результат этого симбиоза не похож на своих родителей. Лишайники растут там, где не под силу прижиться другим растениям - на голых скалах, древесных стволах или в выбеленных солнцем черепах погибших животных. Они встречаются гораздо севернее и южнее любых других растений, а в Гималаях растут на высотах более 5600 м. Лишайник, как результат симбиоза водоросли и гриба, является одним из самых удачных примеров мутуализма, или взаимовыгодного партнерства.
Водоросль снабжает гриб созданными ею в процессе фотосинтеза органическими вёществами, а получает от него воду с растворёнными минеральными солями. Кроме того, гриб защищает водоросль от высыхания.
Комплексная природа лишайников позволяет им получать питание не только из почвы, но и из воздуха, атмосферных осадков, влаги росы и туманов, частиц пыли, оседающей на слоевищах. Поэтому лишайники обладают уникальной способностью существовать в крайне неблагоприятных условиях, часто совершенно непригодных для других организмов на голых скалах и камнях, крышах домов, коре деревьев и даже на стекле...
1.2. По внешнему виду талломы лишайники делятся на:
1. Накипные (корковые)
2. листовые
3. кустистые
Наиболее распространены накипные лишайники (около 80% видов), имеющие таллом в виде тонкой корочки, прочно срастающейся с субстратом и нёотделимой от него.
Более высокоорганизованные листоватые лишайники. Имеют вид чешуек или пластинок, прикрепляющихся к субстрату пучками гиф, называемых резинами.
Они разрастаются на камнях и коре деревьев. Так, например, на стволах и ветвях осины широко распространяется лишайники золотисто-жёлтого цвета – Ксантория.
Кустистые лишайники представляют собой кустики образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками, прикреплёнными к субстрату лишь основаниями. Поселяясь на деревьях во влажных местах, такие лишайники образуют длинные космы - “бородатые лишайники”.

1.3. По анатомическому строению все лишайники делят на гомо - и гетеромерные. У гомеомерных слоевище представляет собой рыхлое сплетение. Гиф гриба, среди которых более или менее равномерно располагаются клетки или пяти водорослей. Такое примитивное слоевище характерно для накипных и небольшой части листоватых и кустистых лишайников. Гетеромерное строение характеризуется наличием в. слоевище дифференцированных слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Сверху слоевище покрыто верхней корой, сформированной плотным сплетением грибных гиф. Под верхней корой между более рыхлыми сплетениями гифами располагаются клетки водоросли, образующие водорослевый слой. Далее внутри слоевища находится “сердцевина”, состоящая из рыхло расположенных грибных гиф с большими пустотами, заполненными воздухом. Снизу слоевище покрыто нижней корой, Из сердцевины через нижнюю кору проходят пучки - грибной гиф-ризины, с помощью которых лишайники прикрепляются к субстрату. Верхняя и нижняя кора выполняют функции защиты и газообмена лишайника с внешней средой. Водорослевый слой участвует в процессе фотосинтеза и накапливает продукты ассимиляции. Сердцевина обеспечивает аэрацию водорослевого, слоя участвует в прикреплении таллома к субстрату.
1.4. Размножение лишайников осуществляется половым, бесполым и вегетативным способом. В результате полового процесса образуются споры гриба лишайника в сумках или, очень редко, на базидиях. Сумки со спорами развиваются в закрытых плодовых телах — перитециях, имеющих узкое выводное отверстие вверху, или в апотециях, широко открытых вверху. При бесполом размножении образуются конидии и пикноспоры. Проросшие споры гриба, встретив соответствующую его виду водоросль, образуют с нею новое слоевище Лишайников. Вегетативное размножение — регенерация слоевища из небольших его участков (обломков веточек, лопастей) или при помощи специальных образований — соредий или изидий. Водоросли размножаются в Лишайниках делением, зелёные водоросли — часто образованием автоспор.

1.5. Будучи автогетеротрофными организмами, лишайники аккумулируют солнечную энергию и создают органические вещества в местах, недоступных другим организмам, а также разлагают о и минеральные вещества, участвуя в их круговороте в природе. Лишайники играют существенную роль почвообразовательном процессе, так как они постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса. Таким образом, лишайники вместе с бактериями и некоторыми водорослями создают условия для других, более совершенных организмов, в числе высших растений и животных. Лишайники помогают деревьям защищаться от дереворазрушающих грибов. Наличие лишайников увеличивает биоразнообразие, что повышает устойчивость экосистемы. Лишайники также являются хорошими биоиндикаторами. Наличие лишайников, их большое количество и видовое разнообразие говорит о чистоте атмосферного воздуха и окружающей среды. 
В хозяйственной деятельности человека важную роль играют, прежде всего, кормовые лишайники. Некоторые виды лишайников используют в пищу. Из лишайников получают лишайниковые кислоты, которые обладают антибиотическими и антимикробными свойствами. Их используют в парфюмерной промышленности для получения ароматических веществ, в медицине для получения препаратов, используемых при лечении туберкулёза, кишечных заболеваний.

2. Материал и методика
2.1. Оборудование
Квадрат из проволоки 10х10см.
Линейка.
2.2. Методика.
Выбрали пробные площади и модельные деревья. Заложили пробные площади и модельные деревья с 4 сторон школьного двора. Для исследования выбрали тополя одного возраста удаленные друг от друга на значительные расстояния. Наблюдали за изменениями состояния окружающей среды по лишайникам на коре тополей. Считали численность лишайников на высоте 120см от корня дерева в квадрате 10х10см.
 
3. Краткая характеристика школьного двора
Школа №32 находится в центре 17 м/р, между школой №8 (на северо-востоке), садиком для инвалидов (на юго-востоке) и садиком №81 (на севере), и жилыми домами (на северо-западе и юго-западе), магазинами «Магнит» (на востоке) и «Семья» (на юге). Заводов и промышленных предприятий рядом нет.
На школьном дворе мы взяли по три тополя одного возраста с каждого из четырех участков с севера, юга, запада и востока (приложение №1).
4. Результаты исследования
Согласно наблюдениям мы составили таблицу (приложение №2) и диаграмму (приложение №3), которые показали, что на первом участке было 70 лишайников, на втором – 114, на третьем не было лишайников, на четвертом – 31 лишайник.

Содержание лишайников на различных участках.
 
 
 
 
 
 
 
 
No участка
No дерева
Кол-во лиша-ков на дереве
Кол-во лиша-ков на участке
1
А)
10
70
 
Б)
20
 
 
В)
40
 
2
А)
50
114
 
Б)
39
 
 
В)
25
 
3
А) б) в)
Нет
Нет
4
А)
15
31
 
Б)
9
 
 
В)
7
 
 
5. Выводы
• Мы изучили виды лишайников произрастающие на коре деревьев школьного участка на разных территориях.
• Мы пронаблюдали состав лишайников в разных частях школьного двора и их количество.
• На третьем участке (возле дороги) наиболее загрязненный воздух, т.к. там нет лишайников. На втором участке было обнаружено больше всего лишайников, поэтому там наиболее чистый воздух.
Литература
• А.В.Пчелкин, А.С.Боголюбов. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды. – М.: Экосистема, 1997
• Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – М.: 2006
Данный проект можно использовать для уроков биологии, как демонстрационный материал по теме лишайники. Кроме того, по–нашему мнению, его можно использовать как доказательство в пользу запрещения движения транспортных средств, в окрестностях школы.
3. Рефлексия:
Нам очень понравилось работать над данным проектом, так как он имел практическую направленность и позволил нам убедиться в возможности использования природных объектов в повседневной деятельности. Все поставленные нами цели и задачи в проекте были достигнуты. Результаты, полученные нами, имели вполне реальное объяснение, поэтому отличались высоким качеством. Мы научились работать с природными объектами, узнали о них много нового. Также научились анализировать и искать объяснения, полученным результатам.
© Проект "Центр образовательных технологий"
Ресурсный центр "ИКТ в образовательном процессе"
© Школа №32 "Эврика-развитие" г. Волжский
© Иванкина Дарья, Москвичева Марина,
Казакова Александра, Павлиенко Никита.
, 2008
Http://school32-volzhsky.narod.ru
E-mail: Heureka32.vlz@mail.ru

Категория: Работы участников конференции | Добавил: saff (18.02.2008) | Автор: Иванкина Дарья, Москвичева Марина.
Просмотров: 1648 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz