Пятница, 22.09.2017, 03:41
Дистанционная конференция
Приветствую Вас, Гость!

Главная
Меню сайта
Категории каталога
Нормативные документы [2]
Положения
Работы участников конференции [34]
Работы участников I открытой дистанционной конференции учебных проектов
Поиск
Друзья сайта

Главная » Статьи » Работы участников конференции

ПЕТР I – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР ИЛИ БЕСПОЩАДНЫЙ ТИРАН?
<I-я открытая школьная дистанционная конференция ученических проектов>
Творческая работа участника I-ой открытой школьной дистанционной конференции ученических проектов

ПЕТР I – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР ИЛИ БЕСПОЩАДНЫЙ ТИРАН?

Область научных знаний: Человекознание.
Выполнила:
Ученица 11 г класса МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» Горшкова Надежда.
Руководитель проекта:
Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории.
Цели:
Главной целью моего реферата является ответ на поставленный в заголовке ответ. Если мне это удастся в полной мере, то я буду считать свой реферат успешным.
Задачи:
Прежде всего мне необходимо собрать полный объем информации о Петре I, проанализировать эту информацию и систематизировать. Затем сделать выводы и подвести итоги.
Актуальность:
Петр первый был самым противоречивым правителем в русской истории. С одной стороны он сделал очень много полезного, а с другой его сложный характер известен всем. Так все же что больше перевешивало? Я решила в этом разобраться и поэтому перед вами этот проект. Человеку необходимо знать историю своей страны, потому что без достойного прошлого не может быть достойного будущего. Кроме того, Петр I был очень интересной личностью, он ввел в стране новые порядки, внешний вид и «прорубил окно в Европу». Я считаю, что Петр I имеет самый яркий образ среди царей в русской истории.
План работы:
1. Введение;
2. Глава I " Личность Петра 1":
а) Детство и юношество Петра 1;
б) Петр 1, его наружность, привычки. образ жизни и характер;
3. Глава II "Внешняя политика России во времена Петра 1":
а) "Азовские походы" в 1695, 1696 годах;
б) "Великое посольство" в Западную Европу 1696-1698 годов;
в) Северная война.
4. Глава III "Экономическое развитие России в первой четверти 18 века":
а) Мануфактуры;
б) Торговля;
в) Налоги и повинности населения;
г) Укрепление положения дворян.
5. Глава IV "Реформы государственного управления при Петре Великом":
а) Перестройка высших государственных органов;
б) Сенат;
в) Местное управление;
г) Табель о рангах;
д) Государство и церковь.
6. Глава V "Последние заботы Петра. Кончина".
7. Заключение.
Введение. Обстановка в России к началу царствования Петра 1. Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место и роль России в международных отношениях того времени.
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны, вступал в стадию своего разложения. В стране всё более отчётливо проявлялись симптомы зарождения и развития новых капиталистических отношений.
В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил, активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вглубь и вширь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Поэтому развитие промышленности, товарных отношений, укрепление мощи государства сопровождалось резким ростом крепостнической эксплуатации, помещичьего произвола, укреплением власти дворян и чиновничье-бюрократического аппарата самодержавия. Это обостряло основное противоречие между господствующим классом и различными категориями крепостного крестьянства, составлявшего более 90% населения страны. Замедленность формирования буржуазии и превращения её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводило к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.
При подготовке реферата я использовала труды таких величайших историков, как С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов. Современная точка зрения на петровские преобразования изучалась с помощью работы М. Т. Белявского.
Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает историк, в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя. 4.
Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключеского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.
Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.п. 3.
Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова - стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему. Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских преобразований. Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его личности и деятельности, высоко оценив "богатство природных способностей Петра" как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном Петром "государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед государством". 5.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона даётся сжатое и сухое изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим материалом. Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено международному положению России и его изменению в связи с событиями петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к другим источникам информации о деятельности Петра Великого. 6.
Кроме того, я изучила ряд учебников по истории России не только за 10 класс, но и за 6/7, поскольку именно тогда изучается 18 век. Наиболее содержательным и подробным мне показался учебник "История отечества", авторами которого являются А.А. Преображенский и Б.А. Рыбаков. В нем не только подробно и понятно описывается Серевная война, но и довольно доступно освещены реформы и экономика.
Еще мною были прочитаны и взяты на заметку труды известных отчественных исследователей истоии, таких как Карамзин, Вознесенский, Греков, Буганов и т.д.
Я также нашла интересную заметку в газете "Московская правда" под названием "Почему все реформы в России заканчивались провалом" за 1993 год и использовала её в третьей главе. 2.
Петр 1 осуществил ряд реформ, которые использовались довольно продолжительное время, мне бы хотелось побольше изучить их структуру, а главное их влияние на последующую жизнь страны. Кроме того, сам Петр 1 был довольно неординарной личностью. Меня всегда привлекали такие характеры, как у него, поэтому я решила лучше и подробней узнать о нем, а заодно поделиться своими знаниями с другими.
 Эпоха Петра 1 сама по себе очень интересна, так заключает в себе и ряд реформ, и войну, и создание, в целом, новых ценностей для народа, изменений в русской культуре и быте. По этому следует подробней рассмотреть. Еще одной предпосылкой к выбору этой темы было то, что в процессе изучения Петровской эпохи на уроках истории у меня возник ряд вопросов, на которые очень хотелось найти ответы.
Кроме того, эпоха Петра это тоже наша история, которую мы должны знать и любить всей душой.
  Начиная готовить свой реферат, я поставила перед собой такие цели. Рассказать ученикам про эпоху Петра 1, раскрыв её с разных сторон. Сделать свой реферат наиболее доступным и интересным. Создать красочную и наглядную презентацию для уроков истории. Подготавливая свой реферат, я конечно же поставила перед собой и задачи, руководствуясь целями. Они оказались следующими. Во-первых, я тщательно отбирала нужную информацию, строго руководствуясь выбранной мной темой. Во-вторых, я обработала собранную информацию и перевела её в компьютерный формат, для упрощения работы. Проанализировав полученное, я отметила недостатки и недочеты и постаралась как можно эффективней их устранить, добавив что-то новое или видоизменив прежнее. Затем я оформила свой реферат в том виде, в каком вы видите его сейчас.
Глава I "Личность Петра 1".
Детство и юношество Петра. Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И. Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись 6 Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А. С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно. До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования. Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много "потешных листов", то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования.
 За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина "ума малого", по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым "молодыми ребятами народу простого" и "молодыми людьми первых домов"; первые в конце концов взяли верх, а "знатные персоны" были отдалены. Весьма вероятно, 8 что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку "озорников", данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил себе "потешную" крепость - Пресбург и около неё собрал целую дюжину "потешных" воинов. Сначала это был сплошной сброд "Преображенские конюхи", как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском) , и понемногу из "потешных" полков у Петра образовались настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.
"Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных" появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик ("дедушку русского флота") и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии. Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.
Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с "немцами". Пётр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.
Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Пётр весь ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком. В жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
 Единственным крупным и неудачным вмешательством матери в личную жизнь Петра была женитьба на Е. Ф. Лопухиной 27 января 1689 года раньше достижения Петром 17 лет. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным. Так как приближался конец опёки царевны Софьи над царями и царством, это была скорее политическая, чем воспитательная мера.
С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что "изрядная любовь" Петра к жене "продолжилась разве токмо год", а затем Пётр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой. 1.
Петр 1, его наружность, привычки, образ жизни и характер.
Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их.
Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету. Петр уродился в мать и особенно походил на одного из ее братьев, Федора. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. У Нарышкиных, живость нервов и бойкость мысли были фамильными чертами. Впоследствии из их среды вышел ряд остряков, а один успешно играл роль шута-забавника в салоне Екатерины второй. Очень рано уже на двадцатом году, у него стала трястись голова и на красивом лице в минуты раздумья или сильного внутреннего волнения появлялись безобразившие его судороги. Все это вместе с родинкой на правой щеке и привычкой на ходу широко размахивать руками делало его фигуру всюду заметной. Его обычна походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться. Эта подвижность делала его в молодых летах большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства. 2.
Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще много не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой. Ему все хотелось работать самому. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел. Успехи в разных ремеслах поселили в нем большую уверенность в ловкости своей руки: он считал себя и опытным хирургом и опытным зубным врачом. Бывало, близкие люди, заболевшие каким-либо недугом, требовавшим хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь проведает об их болезни и явится с инструментами, предложит свои услуги. Говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зубами - памятник его зубоврачебной практики.
Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. Природный ум, лета, приобретенное положение прикрывали потом эту прореху молодости; но порой она просвечивала и в поздние годы. Любимец Алексашка Меньшиков в молодости не раз испытывал на своем лице силу петровского кулака. На большом празднестве один иноземный артиллерист, назойливый болтун, в разговоре с Петром расхвастался своими познаниями, не давая царю выговорить слова. Петр слушал-слушал хвастуна, наконец, не вытерпел и, плюнув ему прямо в лицо, молча отошел в сторону.
Он умел свое чувство царского долга развить до самоотверженного служения, но не мог уже отрешиться от своих привычек, и если несчастья молодости помогли ему оторваться от кремлевского политического жеманства, то он не сумел очистить свою кровь от единственного крепкого направителя московской политики, от инстинкта произвола. До конца он не мог понять ни исторической логики, ни физиологии народной жизни. Впрочем, нельзя слишком винить его за это: с трудом понимал это и мудрый политик и советник Петра Лейбниц, думавший и, кажется, уверявший Петра, что в России тем лучше можно насадить науки, чем меньше она к тому подготовлена. Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с ее исторического русла и вогнать в новые берега. Потому, радея о народе, он до крайности напрягал
Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык общаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их. Эти особенности его характера печально отразились на его семейных отношениях. Великий знаток и устроитель своего государства, Петр плохо знал один уголок его, свой собственный дом, свою семью, где он бывал гостем. Он не ужился с первой женой, имел причины жаловаться на вторую и совсем не поладил с сыном, не уберег его от враждебных влияний, что привело к гибели царевича и подвергло опасности самое существование династии.
Так Петр вышел непохож на своих предшественников. Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.
Глава II "Внешняя политика России во времена Петра 1"
Азовские походы. Начало активных военных действий против Турции определялось рядом моментов: борьбой за выход к морю, стремлением покончить с постоянными набегами крымского ханства в южнорусские земли, обеспечить возможность большего использования и заселения плодородных земель Юга. При подготовке первого Азовского похода были учтены ошибки Голицына, и основной удар был направлен в 1695 году на турецкую крепость Азов. Однако, несмотря на тщательную подготовку, первый Азовский поход не принёс успеха. Отсутствовало единое командование, не было опыта осады сильных крепостей, не хватало артиллерии, а главное, у осаждавших не было флота для того, чтобы блокировать Азов и воспрепятствовать доставке подкреплений, боеприпасов и продовольствия.
С осени 1695 года началась подготовка к новому походу, и в первую очередь строительство флота в Москве на реке Яузе и в Воронеже. Было построено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов. К Азову двинулась армия, вдвое большая по сравнению с 1695 годом. 19 июля 1696 года Азов был взят. Это был крупный военный и внешнеполитический успех. Пётр шумно празднует победу, но хорошо чувствует недостаточность сил для продолжения борьбы. Он предлагает боярам "схватить фортуну за власы" и изыскать средства на постройку флота, чтобы продолжить войну с "неверными" на море (выход в Чёрное море запирала Керчь, овладеть которой можно было только в результате долгой и тяжёлой войны) . Бояре возложили постройку кораблей на "кумпанства" светских и духовных землевладельцев, имевших не менее 100 дворов. Остальное население должно было помогать деньгами. Построенные "кумпанствами" корабли позднее оказались никуда не годными, и весь этот флот, стоивший населению около 900 тыс. тогдашних рублей, не мог быть употреблён ни для каких практических целей. Одновременно, решено было снарядить посольство за границу с целью поиска союзников против "неверных". 3.
Великое посольство 1696-1698 годов. "Великое (чрезвычайное) посольство" 1697 - 1698 годов "Великое посольство" в составе 250 человек выехало из Москвы 9 марта 1697 года. Формально его возглавлял адмирал Ф. Лефорт и генерал Ф. Головин, но в его составе находился и сам Пётр I под именем "урядника Преображенского полка Петра Михайлова". Кроме поисков союзников, Пётр поставил перед собой задачу изучения кораблестроения и кораблевождения в Англии и Голландии. Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию, Австрию. Пётр в течение полугода работал на верфях Саардама и Амстердама.
В ходе переговоров стало совершенно очевидно, что шансов на заключение в Европе союза для войны с Турцией нет, так как Европа стояла на пороге войны за "испанское наследство". Это исключало возможность продолжения войны с Турцией, но давало возможность начать войну за выход к Балтике без риска, что Швеция получит поддержку одной из крупных стран Европы. Россия может попытаться привлечь на свою сторону Польшу и Данию, у которых были серьёзные противоречия со Швецией в Прибалтике. Особенно важна позиция Польши, поэтому ей оказывалась как дипломатическая, так и военная помощь для выбора королём и утверждения на польском престоле саксонского курфюрста Августа, что создало условия для сближения политики Польши и России. В результате Россия могла иметь в войне со Швецией союзниками Польшу и Данию, союзников правда, ненадёжных, и не очень заинтересованных в усилении России.
Что же касается второй цели путешествия, то Пётр провёл 8 дней на голландской верфи в Саардаме, рекомендованной ему одним из московских знакомцев. Он удивил население маленького городка своим экстравагантным поведением. В январе 1698 года Пётр поехал в Англию и оставался там три с половиной месяца, работая преимущественно на верфи в Дептфорде.
Хотя главная цель посольства не была достигнута - Россия не смогла найти союзников для войны с Турцией, зато Пётр употребил время пребывания в Голландии и Англии для приобретения новых знаний, а посольство занималось закупкой оружия и всевозможных корабельных припасов, наймом моряков, ремесленников и т.п. На европейских наблюдателей Пётр произвёл впечатление любознательного дикаря, заинтересованного преимущественно ремёслами, прикладными знаниями и всевозможными диковинами и недостаточно развитого, чтобы интересоваться существенными чертами европейской политической и культурной жизни. Его изображают человеком вспыльчивым и нервным, быстр меняющим настроение и планы и неумеющим владеть собой в минуты гнева, особенно под влиянием вина.
Заграничное путешествие Петра Великого имело очень большое значение. Во-первых, пребывание в чужих краях в течение полутора лет окончательно выработало личность Петра. Он получил много полезных знаний, привык к культурным формам европейской жизни, умственно созрел. Во-вторых, путешествие царя на Запад оживило отношения Москвы с Западом, усилило обмен людьми между Русью и Европой. В-третьих, за границей Пётр узнал действительные политические отношения держав, и вместо несбыточных мечтаний об изгнании турок в Азию выработал трезвый план борьбы со Швецией за Балтийское побережье. 1.
Северная война 1700-1721 годов.
ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 1701 - 1706 годов. ПОЛТАВА
В 1699 году Пётр начал приготовления к войне со шведами. 11 ноября 1699 года был заключен тайный договор между Петром и Августом, по которому Пётр обязывался вступить в Ингирию и Карелию тотчас по заключению мира с Турцией, не позже апреля 1700 года.
Союз был заключен и с датским королём Христианом. Мир с Турцией был заключен 13 июля 1700 года в Константинополе. По условиям Константинопольского договора Азов и часть азовского побережья, на котором строился Таганрог, отходили к России. Успеху мирных переговоров в немалой степени способствовало то, что русское 14 посольство, возглавляемое Емельяном Украинцевым, неожиданно для турецких властей появилось в Стамбуле на 46-пушечном фрегате.
18 августа в Москве был сожжен "преизрядный фейерверк": царь Пётр Алексеевич праздновал турецкий мир и приобретение Азова. На другой день 19 августа, объявлена война шведам, война, затянувшаяся на 21 год. Ещё до объявления войны Пётр начал создавать новую армию, так как "по распущении стрельцов никакой пехоты сие государство не имело". 17 ноября 1699 года был объявлен набор 25 новых полков, разделённых на 3 дивизии. Первые две дивизии (Головина и Вейде) были вполне сформированы к середине июня 1700 года; вместе с некоторыми другими войсками всего до 49 тысяч, были двинуты 19 августа к Нарве, взяв которую Пётр мог угрожать Лифляндии и Эстляндии.
Только к концу сентября войско собралось у Нарвы; только в конце октября был открыт огонь по городу. Но в это время обнаружилось, что юный и легкомысленный король Карл XII обладает огромной энергией и военным талантом. Он принудил датчан к миру. Затем направился к Нарве и очень быстро и неожиданно напал на русские войска. В ночь с 17 на 18 ноября русские узнали, что Карл XII направляется к Нарве. Пётр уехал из лагеря, оставив командование принцу де Круа, незнакомому с солдатами и неизвестному им - и восьмитысячная армия Карла XII, усталая и голодная, разбила без всякого труда сорокатысячное войско Петра. Причинами поражения были: слабость артиллерии, недостаточная боевая выучка армии, низкая боеспособность конницы и то обстоятельство, что значительную часть командования составляли иностранные наёмники. Несмотря на героические и умелые действия Преображенского и Семёновского полков, русская армия потеряла всю артиллерию, лишилась боеприпасов и снаряжения, понесла значительные потери. Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.
Дав русским тяжёлый урок, Карл XII пошёл на юг преследовать короля Августа: так как гнаться за неприятелем слабым, оставляя в тылу сильного и решиться с небольшим войском во второй половине ноября идти вглубь России, было бы крайним безрассудством.
Надежды, возбуждённые в Петре путешествием по Европе, сменяются разочарованием. Сам Пётр характеризует своё состояние словами: "Тогда неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила". Действительно, с этого момента Пётр преображается. В пограничных местах Новгороде, Пскове, Печорском монастыре кипели работы по их укреплению. Работали все, мужчины и женщины, солдаты и священники. Артиллерия была потеряна под Нарвой. Пётр велел со всего государства, со знатных городов от церквей и монастырей собрать част колоколов на пушки и мортиры. В конце 1701 года было приготовлено более 300 орудий. В это же время приходят добрые вести от фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева: пользуясь превосходством своих сил он поразил шведского генерала Шлиппенбаха при 15 Эрестфере, потери шведов были втрое больше русских. Первая победа после Нарвы! В июле 1702 года Шереметьев опять нанёс сильное поражение Шлиппенбаху при Гуммельсгофе и взял старые русские города Ям и Копорье. Сам Пётр осенью 1702 года явился у истоков Невы и взял шведскую крепость Нотенбург, стоявшую на месте старого новгородского Орешка. Возобновив укрепления этой крепости, Пётр назвал её Шлиссельбургом, то есть "ключом городом" к морю. На весну 1703 года русские спустились к устью Невы, и в мае 1703 года Пётр заложил Петропавловскую крепость и под её стенами основал город Санкт-Петербург - укреплённый выход к морю, которым он сразу же воспользовался. На реке Вирь наспех строились морские суда и в том же 1703 году они уже были спущены на воду. Осенью 1703 года Пётр начал работы на Котлине-острове для постройки морской крепости Кроншлота (Кронштадта) . Эта крепость стала гаванью для нового Балтийского флота. Наконец, в 1704 году были взяты сильные шведские крепости Дерпт (Юрьев) и Нарва. Таким образом, Пётр не только приобрёл выход к морю в своём "парадизе" Петербурге, но и защитил этот выход с моря (Кроншлот) и с суши (Ям, Копорье, Нарва, Дерпт) .
Карл совершил непоправимую ошибку, допустив Петра до такого успеха, и решил загладить её лишь после того, как расправился с другим неприятелем - Августом, где в 1707 году вынудил его подписать сепаратный мирный договор. В конце 1707 года Карл двинулся на Петра, грозясь свергнуть его с престола. Теперь Россия осталась без союзников.
Пётр распорядился не вступать в генеральную битву с неприятелем в польских владениях, а стараться заманить его к своим новым границам, вредя при всяком удобном случае, особенно при переправах через реки. Пётр находился в затруднительном положении, так как Карл подолгу останавливался, и было неизвестно, куда он отправится далее. В одно и то же время Пётр укреплял Москву и Петербург.
В начале 1708 года Карл XII взял город Гродно и оттуда двинулся по направлению к Москве. С ним было более 40 тысяч отборного войска и, кроме того, ждал помощь генерала Левенгаупта с 16 тысячами солдат и военными запасами. На дороге к Днепру шведы победили русских при селе Головчине и в Могилёве овладели переправой через Днепр. Карл шёл в Малороссию в расчёте на измену гетмана Мазепы, о которой Пётр ещё не знал. Левенгаупт со своим войском остался позади Карла и должен был его догонять. Пётр не дал им соединиться, напав на Левенгаупта на реке Соже при деревне Лесной. 28 сентября 1708 года Пётр наголову разбил неприятеля и забрал весь обоз и артиллерию, на которые так надеялся Карл. "Сия у нас победа, - по словам Петра, - может первая назваться понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же ещё гораздо меньшим числом будучи перед неприятелем: тут первая проба солдатская была".
Карл вошёл на Украину. Малороссийский гетман Мазепа перешёл на его сторону, перешли на его сторону и запорожские казаки; но народная масса в Малороссии осталась 16 верна русскому царю. Карл обманулся во всех своих надеждах: после Мазепы и запорожцев он ещё надеялся на Турцию, но турки и татары, как и все соседние народы, отказались принять участие в борьбе за ту или другую сторону. Все как будто притаили дыхание, дожидаясь, чем закончится борьба между Петром и Карлом, чем решится судьба Восточной Европы.
Она решилась

Категория: Работы участников конференции | Добавил: saff (18.02.2008) | Автор: Горшкова Надежда
Просмотров: 7732 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.9/41 |
Всего комментариев: 6
6  
бред

5  
дда ну мне не понравилось)
и то унас в школе по-понятней всё рассказывают)тут нет данного ответа на поставленный вопрос"про петра"
в основном про его же политику))))вобщем напишу сама))

4  
если только скопировать

3  
проектом это можно назвать с большим трудом. может быть, неплохой реферат, да и для реферата нет научного аппарата. Я не увидела ни одной ссылки.

2  
хули ,а кто эту пизду читать будит,сука блять нахуй.Пусть засунет свой доклат в жопу себе ,суки блять оттраханные.!!

1  
возможно эту работу как нить скачать ?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz